Портал Управления образования Вагайского района Тюменской области























ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Как сохранить здоровье сотрудников в зимний период

Зимой возрастает риск заражения вирусными инфекциями. Этому способствуют короткий световой день, морозы, постоянная циркуляция вирусов и нехватка витаминов. Что  делать, чтобы предотвратить рост заболеваемости в коллективе? Обеспечьте соблюдение санитарных правил и создайте в детском саду здоровую среду.

Оборудуйте комнату отдыха

Выделите помещение, где сотрудники  смогут переодеться, высушить вещи. Намокшие во время снегопада, выпить согревающего чая с корицей, гвоздикой, имбирём, лимоном.

Используйте в его оформлении еловые и пихтовые  ветви, сосновые лапки. Поражающим действием для болезнетворных организмов обладает можжевельник, а антисептическим – эфирные масла лимона, чайного дерева, эвкалипта. Можно нарезать и оставить на столе чеснок, лук, столовый хрен, которые содержат природные фитонциды.

Для обеззараживания воздуха применяйте соляную лампу. Принцип ее работы прост: кристаллы соли образуют ионы, которые затем способствуют оседанию пыли вместе с патогенной флорой. Одновременно комната насыщается полезными частицами морской соли. Радиус действия лампы – около 3 метров.

Хорошо, если в комнате будет играть классическая музыка – Моцарт, Бах, Вивальди, любые другие мелодии, доставляющие окружающим радость.

Повесьте в дверном проеме колокольчик. Его звуки образуют резонансное ультразвуковое излучение, что способствует гибели патогенных микроорганизмов и вирусов.

 

Создайте комфортный микроклимат

 

Зимой воздух в помещениях  становится суше из-за работающих радиаторов отопления. В условиях недостаточной влажности возникает сонливость, снижается работоспособность, ослабевают защитные свойства организма, повышается восприимчивость к вирусам.

Улучшить качество воздуха помогут влажная уборка и проветривание. Контролируйте регулярность их проведения в помещениях детского сада. А для создания комфортного микроклимата используйте дополнительные способы увлажнения воздуха: установите декоративные  фонтаны, емкости с широким горлом для лучшего испарения воды, или поручите воспитателям периодически класть на радиаторы центрального отопления влажную ткань.

Благотворно влияют на микроклимат в помещении комнатные растения. Они увлажняют воздух за счёт испарения воды через листья. Некоторые растения помимо влаги способны  выделять особые органические вещества, которые очищают и дезинфицируют воздух.

Подходите к выбору цветов внимательно. Помните, что есть растения, которые способны забирать влагу из воздуха, например пеларгония.

Не рекомендуется размещать растения на подоконниках в групповых и спальных помещениях. Поставьте  их в коридоры, комнату отдыха, кабинеты специалистов.

Поддерживать в помещении заданный уровень влажности позволяют специальные приборы – увлажнители воздуха и системы климат-контроля, которые дополнительно насыщают воздух кислородом. Еще лучше  использовать воздухоочистители – обеззараживатели воздуха. Желательно выбирать приборы с НЕРА-фильтром, которые позволяют очищать воздух от пыли и прочих аллергенов и не превышать допустимый уровень влажности.

Уничтожают до 99% болезнетворных бактерий и при этом безопасны для человека, животных и растений:

— медицинские бактерицидные ультрафиолетовые облучатели-рециркуляторы;

— медицинские  фотокаталитические  очистители воздуха;

— бытовые и промышленные приборы очистки воздуха, в том числе ионизаторы;

— медицинские увлажнители воздуха с функцией объемной дезинфекции.

Не стоит использовать в детском саду ароматизаторы, лучше добиваться естественного  увлажнения и очищения воздуха. Ароматические добавки могут вызвать аллергическую реакцию.

Помните, что бактерицидные увлажнители и воздухоочистители – медицинские приборы. Применять в детских садах допустимо только те обеззараживатели, которые внесены в Государственный реестр изделий медицинской техники и имеют соответствующее свидетельство.

 

Боритесь с зимней хандрой

 

Зимой могут появиться  симптомы зимней хандры – снижение эмоционального фона и ухудшение настроения. Для борьбы  с плохим настроением сотрудников оформлении плакатов и объявлений используйте яркие солнечные цвета самый теплым и согревающим считается оранжевый. Далее следуют красный, желтый, зеленый цвета. Разложите в помещениях детского сада муляжи тыквы, мандаринов, апельсинов, моркови; расставьте ветви красной рябины, боярышника, букеты из красных цветов, чтобы они притягивали взгляд и повышали настроение.

Не используйте в оформлении помещений темно-синий  и фиолетовый цвета – они действуют угнетающе.

Разогнать зимнюю хандру помогут занятия физкультурой и фитнесс. Посоветуйте коллегам ходить в бассейн, тренажерный зал, посещать танцевальные классы.

Выделите в детском саду помещение для занятий. Приобретите в него шведскую стенку, коврики, гимнастические палки. В свободное время  проводите физкульт-паузы, танцуйте с коллегами под энергичную музыку.

Ничто не заменит занятия физкультурой и лыжные прогулки на свежем воздухе. Устройте для сотрудников спортивный праздник, например зимнюю спартакиаду.

Сплочению коллектива и повышению настроения способствуют любые совместные мероприятия. Проведите фотовыставку о закаливании и занятиях спортом. Организуйте День здоровья, где команды будут соревноваться в интеллектуальных конкурсах, исполнении песен и танцев, выполнять различные упражнения и участвовать в эстафете.

Не стесняйтесь признавать успехи своих сотрудников. Чаще хвалите их, поощряйте за инициативу, активность, отсутствие вредных привычек.

 

Информируйте о мерах профилактики заболеваний

 

Поручите медработнику регулярно выпускать стенгазеты или санитарные бюллетени о профилактике  вирусных  инфекций, проводить собрания для персонала детского сада. Приглашайте на них разных специалистов: например, врач- инфекционист расскажет о профилактике  вирусных инфекций и гриппа, косметолог поделится информацией о зимних косметических процедурах, травматолог обучит навыкам неотложной помощи при несчастных случаях.

Пригласите специалиста, который научит сотрудников правильно падать во время гололеда, группироваться, восстанавливать равновесие. Позаботьтесь о профилактике травматизма на территории детского сада. Проверяйте, чтобы дорожки регулярно чистили, посыпали песком, удаляли сосульки с крыш. Не забудьте разместить на опасных участках предупреждающие знаки.

Требуйте, что бы работники своевременно проходили вакцинацию от гриппа. Поощряйте ношение марлевых повязок. Напоминайте о том, что менять повязки нужно каждые 1,5 – 2 часа.

Если сотрудник плохо себя чувствует, сразу  же отправляйте его домой. Первые часы вирусных заболеваний – самые опасные для окружающих. Соблюдение гигиенического режима поможет снизить  потери от сезонных инфекций.

 

 

 

Первая помощь воспитанникам:                                           Что обязан сделать детский сад

 

Правовая основа оказания первой помощи

 

Первая помощь в ряде случаев способна сохранить жизнь и здоровье пострадавших детей. Например, при остановке дыхания и сердечной деятельности, кровопотере, которые быстро приводят к нарушениям в организме и  гибели пострадавшего, немедленная помощь может спасти жизнь. При этом в России первую помощь пострадавшим практически не оказывают. Поэтому возникла необходимость создать условия для оказания первой помощи широким кругом лиц, находящихся в зоне риска, например, педагогам.

Чтобы создать условия для оказания первой помощи, в законе:

— закрепили ведущую роль Министерства здравоохранения РФ в разработке нормативных актов, которые регламентируют  оказание первой помощи;

— определили участников первой помощи;

— закрепили права граждан по  оказанию первой помощи, тем самым, уполномочив их на ее оказание (ст.31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ « об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; далее – Закон № 323-ФЗ)

 

В дальнейшем утвердили перечень из 8 состояний, при которых оказывают  первую помощь, и перечень из 11 мероприятий первой помощи (приказ Минздравсоцразвития России  от 04.05.2012 № 477н; далее – Приказ № 477н). Все мероприятия разработчики уложили в простой алгоритм.

К 8 состояниям отнесли:

— отсутствие сознания;

— остановка дыхания и кровообращения;

— наружные кровотечения;

— инородные тела в верхних дыхательных путях;

— травмы различных областей тела;

-ожоги;

— отморожения;

— отравления.

 

Первую помощь оказывают только при состояниях, в которых есть непосредственная угроза жизни и здоровью. Во всех остальных случаях ( например, боли  в груди или в животе, высокая температура тела и пр.) нужно вызвать скорую помощь.

11 мероприятий первой помощи:

— оценка  обстановки и создание безопасных условий для оказания первой помощи;

— вызов скорой помощи;

— определение сознания;

— восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей;

— определение признаков жизни у пострадавшего;

— сердечно-легочная реанимация;

— временная остановка наружного кровотечения;

— выявление признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

— придание оптимального положения телу;

— контроль состояния и оказание психологической поддержки;

— передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

 

Применение лекарств и обработка ран (промывание, смазывание и пр.) в мероприятия первой помощи не входят. Это относят к лечению, то есть к задачам медицинских работников.

Данные перечни делают понятие первой помощи и необходимые  мероприятия по ее оказанию конкретными и понятными. Любой гражданин может оказывать помощь после короткого курса обучения и при минимальном оснащении.

 

Первая помощь в детском саду

 

 В образовательных  организациях обучающимся должны оказывать медицинскую помощь (ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « об образовании в Российской Федерации»; далее Закон « 273 ФЗ). Традиционно проблему оказания помощи при травмах и неотложных состояниях детские сады решали, создавая  медицинские кабинеты и привлекая на работу медицинских работников.

Организовать работу медицинского персонала  трудоемко, потому что:

— медицинский работник детского сада должен быть сотрудником медицинской организации;

— медицинская организация должна иметь лицензию на соответствующий вид помощи;

— медицинский кабинет в садике должен отвечать всем лицензионным требованиям ст.32 Закона №323 ФЗ)

 

Кроме того, медицинский работник не может решить всех проблем оказания помощи при травмах и неотложных состояниях. Например, если пострадали одновременно несколько детей или ребенок пострадал в тот момент, когда медицинский работник отсутствовал на рабочем месте из-за болезни, завершении рабочего времени и пр.

В связи с этим Закон  № 273ФЗ в 2016 году добавили пункт об обучении педагогических работников навыкам оказания первой помощи (п.11 в ст.41 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 313-ФЗ). Закон установил обязанность оказывать первую помощь.

Таким образом, дошкольные образовательные организации должны:

— организовать обучение педагогических работников оказанию первой помощи;

— оснастить помещения аптечками;

— в случае возникновения неотложного состояния, организовать оказание первой помощи.

 

 

Что мотивирует работников детского сада учиться оказывать первую помощь.

 

На мотивацию педагогов к обучению и оказанию первой помощи влияет ряд факторов.

Во-первых, большинство педагогов не считают, что могут участвовать в оказании первой помощи. До недавнего времени права педагогов не были четко определены, но теперь закон уполномочил их на оказание первой помощи при наличии соответствующей подготовки и навыков.

Во-вторых, педагоги боятся  ответственности в том случае, если пострадавший погибнет или у него возникнут осложнения в процессе оказания первой помощи. Нужно сообщить работникам, что закон защищает гражданина, который оказывает первую помощь, от дальнейшего юридического преследования в том случае нанесения им неумышленного вреда пострадавшему.

Существует норма «Крайняя необходимость», согласно которой неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи пострадавшим не является преступлением (ст.39 УК РФ, ст.2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ).

В-третьих, педагоги не знают о том, что оказание первой помощи учитывают как обстоятельство, которое смягчает  наказание  в случае  нанесения вреда воспитаннику (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч.1 ст. 61 УК РФ). Например, если воспитатель оказывал ребенку  первую помощь при несчастном  случае по недосмотру, то степень ответственности педагогического работника  может быть снижена.

Знание этих норм может стать мощным стимулом для изучения правил оказания первой помощи. Обучение и мотивирование педагогов, оснащение садика аптечками приведет к снижению  смертности и инвалидности среди детей.